Наша цель — подготовить двуязычных специалистов, которые будут заботливо возрождать земли, флору и фауну трансграничной территории — Казахско-китайский центр науки и образования
Казахстан и Китай- близкие соседние страны, дружба народов которых имеет глубокие исторические корни. Две страны, объединенные границей протяженностью более 1700 км, имеют общие горы и реки. За двадцать лет нашей независимости
значительно укрепились дружественные добрососедские отношения между Китаем и Казахстаном, продолжается углубление политического и экономического сотрудничества и участились разносторонние контакты в области культуры и образования. Одно из подтверждений тому — в 2010 году в Астане открыт Казахско-китайский центр науки и образования при Казахском агротехническом университете имени С.Сейфуллина. Главная миссия центра — наладить сотрудничество двух стран в сфере образования и подготовить сельскохозяйственные кадры специально для изучения флоры и фауны на приграничной территории. О деятельности Казахско-китайского центра корреспондентам агентства рассказал его руководитель Думан Иманмади.
— Думан — ага, расскажите, когда и с какой целью в столице Казахстана был открыт китайский центр науки и образования?
— История дружбы двух стран насчитывает не один век, за это время взаимопонимание двух народов только укрепляется. Китай, так же как и Казахстан, с радостью приветствует укрепление сотрудничества и поиски путей по совместному развитию и взаимообогащению двух стран. Наш центр нацелен именно на сотрудничества в сфере образования.
В 2008 году я по гранту приехал в Казахстан на стажировку, по инициативе ректора Казахского агротехнического университета имени С.Сейфуллина. 18 марта 2008 года состоялась встреча ректора КазАТУ им.С.Сейфуллина, профессора Айтбая Булашева с ректором Синцзянского аграрного университета, профессором Ло Чиуджаном. Целью встречи было — заключение договора о совместной подготовке магистров и докторов, совместной научной работе в сфере биотехнологии и открытии китайского центра при университете.
После необходимой подготовки 14 июня 2010 года прошла уже официальная церемония открытия Казахско-китайского центра при Казахском агротехническом университете им.С.Сейфуллина, с участием консула Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан и двух ректоров.
-Что уже сделано за этот период?
— Так как центр был основан на базе Агротехнического университета, мы занялись главным — налаживали связи между казахстанскими и китайскими вузами, чтобы отправлять студентов и преподавателей для обучения и повышения квалификации за рубеж по специальным программам обучения. Сейчас в центре открыты курсы китайского языка для студентов и профессорско-преподавательского состава Аграрного университета. Здесь в прошлом году обучалось 22 студента, а нынче в трех группах учатся уже 31. В 2010 году нам удалось получить гранты на обучение казахстанских студентов в Урумчи, в аграрном университете. И в прошлом учебном году уже 5 студентов и выпускников этого университета имели возможность изучить китайский язык, сейчас они продолжают обучение здесь, в Астане. Согласно соглашению, которое было подписано между университетами, студенты обучаются в Китае один год и продолжают свое обучение в Казахстане в течение еще одного года.
В этом году для трех казахстанских студентов мы выиграли грант на обучение в Пекинском университете. После года учебы они должны будут сдать самый главный экзамен — тест HSK на определение знания китайского языка. Если они наберут соответствующий уровень, — не менее шестого, — то получат возможность обучаться в Пекинском университете по выбранной специальности. По этой программе мы планируем отправить трех студентов, двое из которых — бакалавры и один — магистр, то есть они продолжат обучение как магистры и доктор PhD соответственно.
Также мы отправляем преподавателей КазАТУ на курсы повышения квалификации в Синцзянский аграрный университет. В этом году планируем отправить пять преподавателей. И в Синцзянский государственный университет — еще пять преподавателей гуманитарного профиля.
Летом этого года четверо наших студентов поедут в оздоровительный лагерь — в Шанхай. Три месяца они будут общаться со сверстниками в Поднебесной и набираться знаний.
Таким образом, мы постоянно укрепляем связи с китайскими вузами, чтобы у наших студентов была возможность обучаться за рубежом. Недавно нас посетил ректор Синцзянского экономического университета, встреча закончилась положительными результатами. Сейчас мы выходим на связь с Пекинским аграрным вузом. Так что работа кипит.
— Получается, вы готовите казахстанских аграриев со знанием китайского языка. Будут ли даны студентам КазАТУ, отучившимся в Китае, дипломы казахстанского и китайского образца?
-Да, мы сейчас как раз этот вопрос прорабатываем. В сентябре этого года мы начнем готовить таких магистрантов по специальностям зоотехния, агрономия, экономика и техническим отраслям. У вас, наверное, возникнет вопрос, почему начинаем с магистрантов, а не со студентов? Дело в том, что система обучения в Китае и Казахстане очень разная. Мне кажется, система образования Казахстана очень эффективна, так как здесь студенты получают конкретные знания по своей специальности, а в Китае они учат все и подряд.Например, в Китае у бакалавров, по кредитной системе, половину всех занятий составляют такие предметы, как политология, социология, культурология и т.д. А в Казахстане дают более углубленные знания по специальности. Поэтому для студентов и бакалавров очень трудно соотнести учебные программы двух стран. А в магистратуре программа уже более точно выстроенная — определенно по своей специальности.
Мы сейчас укрепляем тесное сотрудничество, чтобы совместно готовить специалистов. Конкретно — с Синцзянским аграрным университетом, Синцзянской академией социальных наук, с финансовым университетом и Пекинским аграрным вузом.
— Если я не ошибаюсь, Центр также был открыт с исследовательской целью. За это время были ли заключены какие-нибудь конкретные соглашения по проведению совместных научных исследований?
-Конечно. Мы постоянно ищем научных партнеров, с целью повышения квалификационного уровня преподавателей, а также проводим научные исследования. Потому что у нас достаточно большая приграничная зона, где флора и фауна двух стран живет, не зная четких границ, которую нужно постоянно исследовать, и в случае заболевания или инфицирования животных или растений — это остановить.
С институтом окружающей среды Китая мы исследуем нашу почву и развитие пастбищных угодий. На основе китайского опыта, который, стоит отметить, очень содержателен, наши специалисты хотят провести исследования состояния почвы на приграничной территории, чтобы повысить ее плодородие, восстановить природный баланс земли.
Помимо этого, сейчас мы проводим исследования совместно с учеными из Китая на реке Иртыш, которая протекает и в Китае, и в Казахстане. Специалисты из Китая, со своей стороны, изучили возможные опасные заболевания рыб. Но ведь рыбы это не люди, им не объяснишь строгость паспортно-визового контроля. Они плывут по реке, на зная границ. Поэтому китайские специалисты ищут партнеров с казахстанской стороны, чтобы досконально изучить подводный мир трансграничных рек и болезни рыб. Для этого даже выделили грант (грант выделили в Китае). А в нашем аграрном университете есть ученые — специалисты в этой области. Думаю, в ближайшее время такая исследовательская работа уже начнется.
В заключение отмечу: наша цель — подготовить грамотных двуязычных специалистов, которые будут следить за природой трансграничной территории Казахстана и Китая, возрождать земли, флору и фауну приграничной зоны, всемерно помогая природе.
— Спасибо за интервью!
Казинформ
значительно укрепились дружественные добрососедские отношения между Китаем и Казахстаном, продолжается углубление политического и экономического сотрудничества и участились разносторонние контакты в области культуры и образования. Одно из подтверждений тому — в 2010 году в Астане открыт Казахско-китайский центр науки и образования при Казахском агротехническом университете имени С.Сейфуллина. Главная миссия центра — наладить сотрудничество двух стран в сфере образования и подготовить сельскохозяйственные кадры специально для изучения флоры и фауны на приграничной территории. О деятельности Казахско-китайского центра корреспондентам агентства рассказал его руководитель Думан Иманмади.
— Думан — ага, расскажите, когда и с какой целью в столице Казахстана был открыт китайский центр науки и образования?
— История дружбы двух стран насчитывает не один век, за это время взаимопонимание двух народов только укрепляется. Китай, так же как и Казахстан, с радостью приветствует укрепление сотрудничества и поиски путей по совместному развитию и взаимообогащению двух стран. Наш центр нацелен именно на сотрудничества в сфере образования.
В 2008 году я по гранту приехал в Казахстан на стажировку, по инициативе ректора Казахского агротехнического университета имени С.Сейфуллина. 18 марта 2008 года состоялась встреча ректора КазАТУ им.С.Сейфуллина, профессора Айтбая Булашева с ректором Синцзянского аграрного университета, профессором Ло Чиуджаном. Целью встречи было — заключение договора о совместной подготовке магистров и докторов, совместной научной работе в сфере биотехнологии и открытии китайского центра при университете.
После необходимой подготовки 14 июня 2010 года прошла уже официальная церемония открытия Казахско-китайского центра при Казахском агротехническом университете им.С.Сейфуллина, с участием консула Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан и двух ректоров.
-Что уже сделано за этот период?
— Так как центр был основан на базе Агротехнического университета, мы занялись главным — налаживали связи между казахстанскими и китайскими вузами, чтобы отправлять студентов и преподавателей для обучения и повышения квалификации за рубеж по специальным программам обучения. Сейчас в центре открыты курсы китайского языка для студентов и профессорско-преподавательского состава Аграрного университета. Здесь в прошлом году обучалось 22 студента, а нынче в трех группах учатся уже 31. В 2010 году нам удалось получить гранты на обучение казахстанских студентов в Урумчи, в аграрном университете. И в прошлом учебном году уже 5 студентов и выпускников этого университета имели возможность изучить китайский язык, сейчас они продолжают обучение здесь, в Астане. Согласно соглашению, которое было подписано между университетами, студенты обучаются в Китае один год и продолжают свое обучение в Казахстане в течение еще одного года.
В этом году для трех казахстанских студентов мы выиграли грант на обучение в Пекинском университете. После года учебы они должны будут сдать самый главный экзамен — тест HSK на определение знания китайского языка. Если они наберут соответствующий уровень, — не менее шестого, — то получат возможность обучаться в Пекинском университете по выбранной специальности. По этой программе мы планируем отправить трех студентов, двое из которых — бакалавры и один — магистр, то есть они продолжат обучение как магистры и доктор PhD соответственно.
Также мы отправляем преподавателей КазАТУ на курсы повышения квалификации в Синцзянский аграрный университет. В этом году планируем отправить пять преподавателей. И в Синцзянский государственный университет — еще пять преподавателей гуманитарного профиля.
Летом этого года четверо наших студентов поедут в оздоровительный лагерь — в Шанхай. Три месяца они будут общаться со сверстниками в Поднебесной и набираться знаний.
Таким образом, мы постоянно укрепляем связи с китайскими вузами, чтобы у наших студентов была возможность обучаться за рубежом. Недавно нас посетил ректор Синцзянского экономического университета, встреча закончилась положительными результатами. Сейчас мы выходим на связь с Пекинским аграрным вузом. Так что работа кипит.
— Получается, вы готовите казахстанских аграриев со знанием китайского языка. Будут ли даны студентам КазАТУ, отучившимся в Китае, дипломы казахстанского и китайского образца?
-Да, мы сейчас как раз этот вопрос прорабатываем. В сентябре этого года мы начнем готовить таких магистрантов по специальностям зоотехния, агрономия, экономика и техническим отраслям. У вас, наверное, возникнет вопрос, почему начинаем с магистрантов, а не со студентов? Дело в том, что система обучения в Китае и Казахстане очень разная. Мне кажется, система образования Казахстана очень эффективна, так как здесь студенты получают конкретные знания по своей специальности, а в Китае они учат все и подряд.Например, в Китае у бакалавров, по кредитной системе, половину всех занятий составляют такие предметы, как политология, социология, культурология и т.д. А в Казахстане дают более углубленные знания по специальности. Поэтому для студентов и бакалавров очень трудно соотнести учебные программы двух стран. А в магистратуре программа уже более точно выстроенная — определенно по своей специальности.
Мы сейчас укрепляем тесное сотрудничество, чтобы совместно готовить специалистов. Конкретно — с Синцзянским аграрным университетом, Синцзянской академией социальных наук, с финансовым университетом и Пекинским аграрным вузом.
— Если я не ошибаюсь, Центр также был открыт с исследовательской целью. За это время были ли заключены какие-нибудь конкретные соглашения по проведению совместных научных исследований?
-Конечно. Мы постоянно ищем научных партнеров, с целью повышения квалификационного уровня преподавателей, а также проводим научные исследования. Потому что у нас достаточно большая приграничная зона, где флора и фауна двух стран живет, не зная четких границ, которую нужно постоянно исследовать, и в случае заболевания или инфицирования животных или растений — это остановить.
С институтом окружающей среды Китая мы исследуем нашу почву и развитие пастбищных угодий. На основе китайского опыта, который, стоит отметить, очень содержателен, наши специалисты хотят провести исследования состояния почвы на приграничной территории, чтобы повысить ее плодородие, восстановить природный баланс земли.
Помимо этого, сейчас мы проводим исследования совместно с учеными из Китая на реке Иртыш, которая протекает и в Китае, и в Казахстане. Специалисты из Китая, со своей стороны, изучили возможные опасные заболевания рыб. Но ведь рыбы это не люди, им не объяснишь строгость паспортно-визового контроля. Они плывут по реке, на зная границ. Поэтому китайские специалисты ищут партнеров с казахстанской стороны, чтобы досконально изучить подводный мир трансграничных рек и болезни рыб. Для этого даже выделили грант (грант выделили в Китае). А в нашем аграрном университете есть ученые — специалисты в этой области. Думаю, в ближайшее время такая исследовательская работа уже начнется.
В заключение отмечу: наша цель — подготовить грамотных двуязычных специалистов, которые будут следить за природой трансграничной территории Казахстана и Китая, возрождать земли, флору и фауну приграничной зоны, всемерно помогая природе.
— Спасибо за интервью!
Казинформ