Вход для клиентов

Например, гречка или мука
Главная / Информбюро / Новости предприятий

Решение проблем, связанных с высыханием Арала, возможно при выработке единой стратегии интегрированного управления водными ресурсами в регионе — С.Ибатуллин

Не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. А сегодня последствия Аральской катастрофы  вышли за рамки региона. С высохшей акватории моря ежегодно разносятся свыше 100 тысяч тонн соли и тонкодисперсной пыли с примесями различных химикатов и ядов, пагубно влияя на все живое. Эффект загрязнения усиливается тем, что Арал расположен на пути мощного струйного течения воздуха, способствующего выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы. Следы солевых потоков прослеживаются по всей Европе и даже в Северном Ледовитом океане. Кроме того, высыхание Аральского моря нанесло колоссальный социальный и экологический ущерб странам бассейна, отрицательно сказавшись на здоровье и средствах к существованию миллионов людей. В целях преодоления Аральского экологического кризиса, признанного мировым сообществом одной из крупнейших катастроф XX века, главы пяти государств Центральной Азии в 1993 году создали Международный фонд спасения Арала (МФСА), основной задачей которого является финансирование совместных практических действий, программ и проектов по экологическому оздоровлению бассейна Аральского моря, подъема уровня социально-экономического положения населения региона. О причинах, приведших к экологической катастрофе, существующих проблемах в этой сфере, а также принимаемых Казахстаном мерах по спасению уникального водохранилища в ходе специального совещания по проблеме Аральского моря в Европарламенте в Брюсселе рассказал председатель исполнительного комитета МФСА Сагит Ибатуллин.


Говоря о причинах высыхания Аральского моря, следует, в первую очередь, упомянуть антропогенный фактор. Так, с 1960 по 1990 годы в бассейне Аральского моря проводились масштабные программы освоения новых земель, в результате которых площадь орошаемых территорий и объемы безвозвратного водопотребления значительно возросли и сток воды в Аральское море резко сократился. Уровень воды к 2002 году в море опустился более чем на 21 м, а площадь водной поверхности сократилась более чем втрое по сравнению с соответствующими показателями начала 1960-х гг. К 2009 году объем воды составил всего 10% от объема 1960 года. В настоящее время акватория Аральского моря составляет 13 тыс. квадратных километров, или 17%, а объем воды 90 кубических километров, или 9% от объема в 1961 году.


Кроме усыхания Аральского моря в регионе обозначились и новые проблемы социально-экологического характера. В частности, политические изменения нарушили прежнюю, достаточно устойчивую схему водно-энергетического обмена между странами региона, и перед ними возникла угроза   продовольственной и энергетической безопасности.


Основной проблемой в использовании водных ресурсов бассейна Аральского моря является противоречие между ирригационным режимом использования воды странами низовьев (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан) и энергетическим использованием рек странами верховьев (Таджикистан, Кыргызстан).


До 1991 года в условиях единого государства (СССР) и плановой экономики достаточно эффективно действовала система межреспубликанского водораспределения и обмена электроэнергией, вырабатываемой странами верхнего течения рек — Таджикистаном и Кыргызстаном. Построенные в советский период водохранилищные гидроузлы работали в основном в ирригационном режиме — аккумулировали воду в осенне-зимний период и сбрасывали ее в летний для орошения в странах нижнего течения. После 1991 года страны верховьев в целях выработки дополнительной электроэнергии вынуждены сбрасывать до 70% стока рек в зимний период.


Все это приводит к катастрофическому затоплению территорий зимой с разрушением жилых поселений и коммуникаций, а в летний период — к засухе в низовьях рек, что ставит под угрозу продовольственную безопасность низовых стран бассейна.


Эта проблема имеет принципиальное значение для стран Центральной Азии и в перспективе может привести к усилению конкуренции за воду между странами региона и обострению межгосударственных отношений. 

В этой связи, по словам главы исполкома МФСА, понимая эти реалии на постсоветском пространстве, главами пяти центральноазиатских государств в 1992 году было принято решение создать Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию, а в 1993 году — Международный фонд спасения Арала. «За эти годы МФСА и его организации стали платформой для переговорного процесса между странами, а также разработки двух- и многосторонних документов. Были приняты ряд договоров и соглашений о сотрудничестве в сфере вододеления, совместного управления, использования и охраны водных ресурсов региона. В декабре 2008 года МФСА получил статус наблюдателя в ООН», — сказал С.Ибатуллин.


Вместе с тем, в процессе реализации водного партнерства выявились  проблемы и причины, вызывающие эти проблемы. Среди главных вызовов, с которыми столкнулись страны Центральной Азии, можно назвать следующие.


В частности, для Центральной Азии одной из проблем является изменение климата, которое представляет серьезную угрозу для всего природно-хозяйственного комплекса ЦА, в том числе для состояния водных и земельных ресурсов региона.


«Неутешительные прогнозы в этом плане дает глобальное потепление. С 1957 года по 2000 год запасы воды в ледниках сократились более чем на 25%, и этот процесс интенсивно продолжается. По прогнозам специалистов, до 2025 года исчезнут тысячи мелких ледников, площадь оледенения сократится на 20%, запасы льда уменьшатся на 25%», — сказал С.Ибатуллин. В результате горные районы могут потерять значительную часть своих ледников, что окажет существенное влияние на поверхностный сток. «К 2050 году объем речного стока реки Амударья сократится на 10–15%, а реки Сырдарья — на 6–10%», — подчеркнул глава исполкома МФСА.


Еще один вызов современному устойчивому развитию — процессы деградации водно-земельных ресурсов, снижение качества воды и опустынивание бассейнов. «Падение уровня Аральского моря и сокращение его объема вызвало целый ряд негативных последствий — резко ухудшилось качество воды и здоровье населения, произошло масштабное опустынивание, засоление и заболачивание почв, а также сократилось биоразнообразие и усилилось негативное влияние на климат», — сказал С.Ибатуллин.


К серьезным вызовам относится также резкий рост населения стран Центральной Азии, который превышает мировые темпы. Так, только за последние 40 лет население ЦА увеличилось в 3, 5 раза, что обусловило процессы интенсификации экономики, которые привели к повышению техногенной нагрузки на водные ресурсы, а также снижению уровня водообеспечения на душу населения. Рост населения региона при постоянном объеме речного стока ведет к нарастанию дефицита воды. Водные ресурсы Центральной Азии уже сегодня практически исчерпаны.


«В этой связи правительствам стран-участниц МФСА необходимо найти долгосрочные решения для этих проблем, разработав реалистичную долгосрочную стратегию для экологически устойчивого развития бассейна, должным образом принимая во внимание экономические интересы всех государств-членов. Достижение оптимального баланса между экономическими и экологическими интересами путем интегрированного управления водными ресурсами на уровне речных бассейнов и на региональном уровне должно лежать в самой сердцевине такой стратегии», — сказал представитель Международного фонда спасения Арала.


Глава исполнительного комитета МФСА призвал государства Евросоюза и ОБСЕ поддержать предложение о создании механизмов мониторинга и превентивного реагирования на экологические угрозы в бассейне Аральского моря, оказать финансовую и техническую помощь и содействие в разработке и реализации региональных проектов в качестве мер укрепления региональной безопасности в Центральной Азии.


«Я надеюсь, что искренняя политическая воля и напряженные усилия Казахстана в качестве Действующего председателя ОБСЕ и председателя МФСА позволят успешно заложить фундамент и обеспечить необходимый «политический момент» для устойчивого и всеобъемлющего процесса укрепления регионального сотрудничества в Центральной Азии», — сказал С.Ибатуллин.


Кроме того, представитель МФСА рассказал присутствующим о предпринимаемых Казахстаном мерах по спасению уникального водохранилища.


По его словам, за последние 9 лет на различные проекты и программы в Аральском бассейне было потрачено 2 млрд. долларов США, 98% которых из национальных бюджетов и займов, полученных государствами Центральной Азии.


Одним из ярких примеров удачного решения по спасению части Аральского моря и успешной реализации идеи является проект — Северное Аральское море, выполненный в казахстанской части водоема. «В соответствии с этим проектом в 2002 году было прекращено «блуждание» (бифуркация) русла реки Сырдарья в ее дельте. В результате строительства дамбы Кок-Арал удалось сохранить оставшуюся часть северной части Арала и предотвратить его высыхание в объеме 27–28 кубических километров. Казахстаном принято решение о ежегодном пополнении этой части и недопущения его высыхания. Это решение четко выполняется», — сказал С.Ибатуллин.


В результате принятых мер на Арал возвратились промысловые виды рыб (7 видов), в городе Аральске построен рыбоперерабатывающий завод, мощностью в 10 тыс. тонн, соленость воды снизилась в 5 раз. Уловы рыб увеличились в 10–12 раз. Население возвращается в места традиционного проживания.


В целях дальнейшего возрождения Северного Арала принято решение увеличить его объем и создать второй каскад моря, который позволит заполнить данную часть водоема в его исторических границах. «Реализация данного проекта увеличит Малое Аральское море в полтора раза и обеспечит значительное улучшение экологического и социально-экономического положения в данном регионе. Площадь покрытия обнаженного соленого дна моря увеличится на 1000 квадратных километров. Увеличение площади водного зеркала обеспечит возвращение воды к берегам бывшего портового и рыбопромыслового города — Аральска. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению уровня экономики региона, развитию соответствующей инфраструктуры не только для развития рыбной промышленности, но и туризма», — подчеркнул глава исполкома МФСА С.Ибатуллин.


Казинформ
Закрыть
Компания
Должность
ФИО
* E-mail
Телефон
Сообщение
Мы уверены, что Вы не робот:
Закрыть
Организация
Контактное лицо
* E-mail
Телефон
Дополнительная информация
Мы уверены, что Вы не робот: